Помимо подбора гребного винта по диаметру и шагу, перед владельцем лодочного мотора встаёт ещё один непростой выбор - винт из алюминиевого сплава или из нержавеющей стали. Хочу рассказать о своём взгляде на этот вопрос.
Рассмотрим основные достоинства и недостатки каждого типа винтов.
Алюминиевый винт
К достоинствам этих гребных винтов можно отнести невысокую стоимость, небольшую массу.
Среди недостатков нужно отметить низкую устойчивость к износу, посредственную геометрию, ограниченный выбор по размерностям и количеству лопастей.
Винт из нержавеющей стали
Достоинства: высокая износостойкость, прекрасная геометрия лопастей, привлекательный внешний вид, широчайший выбор размерностей.
Недостатки: стоимость (обычно в разы больше, чем у аналогичного винта из алюминия), существенная масса самого винта.
Теперь в двух словах о том, какой же винт всё-таки выбрать. Большинство владельцев ПЛМ останавливает свой выбор на гребных винтах из алюминиевого сплава. Это и понятно, такой винт дешевле и если двигатель имеет небольшую мощность, а корпус не рассчитан на высокую скорость, то винт из алюминия будет оптимальным выбором. Кроме того, если вы часто ходите по незнакомым и мелководным местам и есть вероятность встречи с подводными препятствиями (камнями, карягами и т.п.), то такой винт может сберечь редуктор, т.к. сам легко разрушается от удара о такое препятствие, но гребной вал и шестерни редуктора остаются, как правило целыми.
Установка гребного винта из нержавеющей стали оправдана обычно на ПЛМ большой мощности, там где нужно и можно реализовать весь потенциал двигателя. Винт из нержавеющей стали имеет более продвинутую геометрию, его лопасти более тонкие и гладкие, а количество лопастей может доходить до 5-ти и более. Кроме того форма лопастей может быть очень разной и порой необычной, запас прочности стали это позволяет. Со стальным винтом двигатель раскрывает весь свой потенциал, при условии что винт грамотно подобран.
Конечно, можно установить стальной винт и на небольшой моторчик, например от 9.9 л.с. Возможно особой прибавки в скорости это не даст, но абразивный износ (от частого контакта с грунтом дна водоёма) будет гораздо меньше, нежели на алюминии.
Есть ещё одна неприятная особенность стального винта. Если на большой скорости налететь на подводный предмет, то винт скорее всего уцелеет, а вот детали редуктора могут быть повреждены.
В любом случае, какой бы гребной винт не был установлен на вашем моторе, в лодке должен быть запасной. На воде бывает всякое и наличие запасного винта в некоторых случаях может оказаться очень кстати. Это сродни запаски в автомобиле.
Подбирайте винт на Ваш мотор грамотно, руководствуйтесь здравым смыслом!